Июль 27, 2017

IPO на зарубежных площадках уже не так привлекательны для российских компаний

Фото: Forum.forex-investo.ruIPO (Initial Public Offer), как следует из самого названия, представляет собой первую публичную продажу акций какой-либо компании неограниченному кругу лиц в рамках биржевых торгов. Полученные от продажи деньги вкладываются в развитие компании, при этом рыночная стоимость акций является достаточно точным индикатором реальной капитализации бизнеса. В ходе подготовки к IPO улучшается качество корпоративного управления, а более жесткие требования к отчетности и раскрытию информации компании повышают ее деловую репутацию.Подготовка и проведение IPO требуют значительных предварительных расходов, которые включают бюджет на услуги андеррайтеров, аудиторов, проведение рекламных кампаний, роуд-шоу и другие траты. Итоговая сумма может исчисляться миллионами. Подобные траты может себе позволить далеко не каждая компания.   Одной из целей IPO является привлечение финансирования, поэтому для размещения компании выбирают те рынки, на которых присутствуют все группы инвесторов, в том числе институциональные. Двадцать лет назад российскому финансовому рынку недоставало именно институциональных инвесторов (так называемых «длинных денег»). Поэтому для проведения IPO российские компании выбирали зарубежные биржевые площадки. Первое IPO за рубежом провел «Вымпелком», разместив акции на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Следует иметь в виду, что для IPO на зарубежных площадках требуется привести бухгалтерскую отчетность в соответствие с международными стандартами, а аудиторскую проверку должна провести международная компания. Дополнительные расходы не снизили интерес российских компаний к проведению IPO за рубежом, поскольку стоимость кредитных ресурсов на международных рынках ниже. В настоящее время на западных площадках обращаются акции порядка 80-ти российских компаний, в основном в виде глобальных депозитарных расписок. (Для сравнения: на Московской бирже торгуются ценные бумаги порядка 600 отечественных компаний из разных секторов экономики). Пик размещений пришелся на 2005-2007 годы, причем часто IPO проводилось в виде так называемого двойного размещения – акции размещались одновременно на западной площадке (в основном на Лондонской фондовой бирже) и на Московской бирже. Стоит отметить, что в последнее время компании стали активно проводить делистинг, выкупая свои ценные бумаги на иностранных биржах. Как отмечает эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Олег Якушев,  с учетом сегодняшней политико-экономической конъюнктуры проведение IPO на зарубежных площадках утратило привлекательность. Развитая инфраструктура позволяет заходить на российский финансовый рынок любым инвесторам, в том числе иностранным, а система исполнения сделок отвечает международным стандартам. Кроме того, акции российской компании на западной бирже сегодня по умолчанию будут торговаться с дисконтом, а сопутствующие издержки будут существенно выше по сравнению с размещением на внутреннем рынке. К тому же в последнее время российские компании стали активнее использовать для привлечения финансирования такой инструмент, как еврооблигации.

Для добавления комментария заполните все поля формы: